ПМЗ-А-750 — довоенный советский мотоцикл

Многие недооценивают возможности отечественных авто- и мотопроизводителей. Интересно, что ещё несколько десятилетий назад компании на нашей территории пользовались славой и популярностью во многих странах. Речь идёт о периоде, когда ещё фигурировало понятие Советского Союза. На нашей территории выпускали мотоциклы с не самой легкой судьбой – ПМЗ-А-750. Данная модель по получила прозвище «советский харлей». Рассмотрим, как она появилась на рынке, и почему её судьба оказалась настолько печальной.

ПМЗ-А-750 — довоенный советский мотоциклГруппа под руководством Петра Можарова приступила к созданию данного мотоцикла

В 1930-х годах вышло постановление Высшего совета народного хозяйства. В нём указывалось, что в Советском Союзе начинается производство специальных мотоциклов. Многие удивятся, но данный вид транспорта разрабатывался специально для красной армии. Группа под руководством Петра Можарова приступила к созданию данного мотоцикла. Не все знают, но это та самая группа учёных, которая вывела на рынок легендарный ИЖ. Модель оказалась настолько удачной, что до сих пор находится в пользовании любителей советского автопрома.

Главная задача команды на тот момент – разработать тяжелый мотоцикл, который сможет с лёгкостью справляться с бездорожьем. К слову, у инженеров данная задача была выполнена на все 100%. Интересный факт состоит в том, что работать над мотоциклом начали ещё задолго до того момента, как был выпущен первый аппарат. В начале 20-го века компании из Америки Singer приобрела в Подольске землю. Именно здесь построили Подольский механический завод, но тогда не было цели выпускать на нём мотоциклы.

 

ПМЗ-А-750 — довоенный советский мотоцикл750 в названии указывает на округлённое значение объема двигателя

Сперва на предприятии делали швейные машинки в достаточно больших объемах. После революции на заводе приступили к выпуску мотоциклов. Что касается самого мотоцикла, его конструирование и разработка проводились в государственном научном центре, который назывался НАТИ. Именно поэтому сперва модель получила название НАТИ-А-750.

Многим интересно, о чем говорит А в середине наименования. Она указывает на то, что данная модель имеет в оснащении коляску. Это было сделано для того, чтобы транспорт можно было использовать на различных шоссе или грунтовой дороге. 750 в названии указывает на округлённое значение объема двигателя.

Интересно, что прототипом конструкции послужила ходовая часть мотоцикла компании BMW. При этом силовой агрегат использовали из образца американской компании Harley Davidson. Получился довольно революционный для своей эпохи мотоцикл. В конструкции применялись некоторые передовые опции, которые в то время использовались лишь в американских и европейских моделях. К большому сожалению, на начальном этапе продаж данный мотоцикл не получил широкого спроса. Причина заключалась в непродуманной конструкции системы зажигания. Транспорт плохо заводился. Интересно, что из-за этого дефекта мотоцикл прозвали «Попробуй Меня, Заведи» – оригинальная расшифровка аббревиатуры ПМЗ.

ПМЗ-А-750 — довоенный советский мотоциклК большому сожалению, на начальном этапе продаж данный мотоцикл не получил широкого спроса

Уже в 1939-м году мотоцикл сняли с производства. Причиной тому стала не только масса нареканий, но и смерть разработчика Петра Можарова.

ПМЗ-А-750 — довоенный советский мотоциклВ системе зажигания был представлен аккумулятор и генератор постоянного тока

Мотоцикл ПМЗ-А-750 запомнился и тем, что это был единственный советский мотоцикл, который выпустили до войны и оснастили замком зажигания и приборным щитком. В системе зажигания был представлен аккумулятор и генератор постоянного тока.

ПМЗ-А-750 — довоенный советский мотоциклДвигатель был сбалансирован неудачно и мог вибрировать, а передачи переключались с большим трудом

Одним из недостатков стало то, что на скорости 40-50 км/час появлялись вибрации в руле. Она была настолько сильной, что руль буквально вырывало из рук водителя. Подобная неприятность часто заканчивалась тем, что мотоцикл просто переворачивался. Двигатель был сбалансирован неудачно и мог вибрировать, а передачи переключались с большим трудом.

Когда в 1939 году мотоцикл сняли с вооружения Красной Армии и с производства, силы страны были направлены на полностью немецкий аналог, который получил название М-72.

ПМЗ-А-750 — довоенный советский мотоциклОчень часто транспорт применяли для перевозки почты

Мотоцикл ПМЗ-А-750 использовали не только в армии, но и на гражданской службе. Очень часто транспорт применяли для перевозки почты. Один раз мотоцикл даже сняли в кино. В фильме 1939 года «Трактористы» Марина Ладынина управляла довоенным мотоциклом.

ПМЗ-А-750 — довоенный советский мотоциклМарина Ладынина

Итог. ПМЗ-А-750 – революционный для своего времени мотоцикл, который имел передовые опции в конструкции. Из-за определённых недостатков модель не получила должного спроса и быстро покинула производство.

Источник: car.ru



Добавить комментарий